СкверНЯк {ẁẃ} (ermiak) wrote,
СкверНЯк {ẁẃ}
ermiak

Categories:

Примусологическое-безнасосное. История.

[О датировках]
Необходимое пояснение: Тема оказалась намного сложнее, чем я предполагал. Так что точные даты я называть буду редко. У меня попросту не всегда хватает данных, а врать, как третья черепашка из загадки что-то не хочется. Поэтому в основном точность будет в пределах нескольких лет в каждую сторону и в пределах типа. Отдельную радость доставляет та самая долговечность - точно датировать случайно взятый образец для меня пока очень сложно. Одна и таже конструкция может быть и 1910-х, и 1970-х годов выпуска, так что прошу прощения за возможную лажу.
Да, иллюстрации во многом взяты с classiccampstoves.com; думаю, понятно, что большинство исторических горелок не то, что купить, но и вживую увидеть сложно.


Краткая история в изложении популярных обзорщиков: Сначала Линдквист придумал примус, потом в 20-х годах Зиверт придумал безнасосную горелку, которую и выпустил в 1955 под названием "свея", а СССР содрал "Огонек" с неясно, откуда взявшегося "Ювеля". Ну и "смерть туриста" примерно тогда же содрали. В основном тут, конечно, правда, но крайне фрагментарная, так что можно и поподробнее.

В общем, все началось действительно с Франца Вильгельма Линдквиста, в 1892г. предложившего горелку с гордым названием "Примус".





Собственно говоря, это была первая и единственная величайшая походная горелка всех времен и народов. Причем - редкий случай в инженерии сразу созданная ИДЕАЛЬНОЙ. Именно так и никак иначе. 80 лет официального (а по слухам, кое-где он и до сих пор производится) производства без каких-либо принципиальных изменений! Примус покорял горы и полюса, пустыни и джунгли и вообще, участвовал во всех экспедициях первой половины 20-го века.

Тем не менее, недостатков у Примуса №1 и всех его клонов и модификаций хватало.

//я в дальнейшем НЕ БУДУ разделять базовую конструкцию и аналоги; коллекционеры, конечо найдут УЙМУ ВАЖНЫХ ОТЛИЧИЙ, но как по мне, ВСЕ отличия ВСЕХ моделей, включая зарубежные клоны, укладываются в "тюнинг" и "афтермаркет". Несколько видов конфорок, несколько видов клапанов, один опциональный кран, несколько исполнений ножек - все. Джентельмены, это не модернизация.

В первую очередь, это был керосиновая горелка с весьма специфическим управлением. Огонь добавлялся накачкой давления насосом, а уменьшался СБРОСОМ ДАВЛЕНИЯ В АТМОСФЕРУ специальным клапаном. Это просто, но вот использовать такое управление на легком топливе типа бензина смертельно опасно.

//Впрочем, учитывая объемы производства, еще неизвестно, какое управление считать классикой, а какое - "специфическим".


Здесь показан розжиг примуса. Уже 40-х годов 20-го века, впрочем отличия от Прародителя невелики. Найдите! Кстати, обратите внимание на горелки: Слева стоит классическая "керосиновая" "шумная" горелка; справа - тоже керосиновая, но с бесшумной головкой. "Шумная" крестообразная горелка появилась первой; "бесшумная" - позже. По моему скромному мнению, бесшумная горелка удобнее в бытовом применении, но более чувствительна к ветру и грубому обращению.
Обе горелки имеют столь нелюбимый мной трубчатый парогенератор, склонный к загрязнению и обе достаточно неприятны в обслуживании. Тем не менее, 80 лет они производились без каких-либо изменений:)





//Забавный факт: до войны появились керосиновые примусы с тюнинговой головкой с краном управления. И вымерли, не найдя ощутимого спроса - народ привык к классике.



Или вот такой Примус-57.



Во-вторых, даже на фото видно, что горелка тонкая и изящная - и габаритами с трехлитровый бутылек. Как же ее носить? Ну, с Прародителем все было просто. Примус ставился в специальный ящик - и вперед. Для крупной экспедиции сгодится.



А для небольшой? Пешей? Ведь не все путешественники - Амудсены и Папанины, так что уже в 1903 появляется Примус №10 "Путешественник".



Отличия видите? Кардинальные? Просто бросающиеся в глаза? Ну да, размер стал меньше. И ножки. Н-о-ж-к-и. Теперь их можно было снимать! А сняв ножки и отвинтив горелку от бака, сложить примус в гораздо меньший ящик. Лють, конечно, но владельцам современных шланговых горелок привычная. Это и стало первой компактной походной горелкой.



В начале 1910-х появился Примус-96 (1913?)



Появился и остался неизменным почти на 60 лет - вот он, признак мастерства!

Что здесь интересно? Посмотрите, у Примуса появилась новая головка! Не классический керосиновый "крест", а такой "колокольчик" или "рюмка", прикрытая сверху тарелкой рассекателя. Это универсальная прямоточная "шумная" горелка.. ну да, тоже без существенных изменений существующая уже больше ста лет. Да, до сих пор, даже на самых модных горелках главная часть не отличается от керосинки столетней давности.




В остальном же это был все тот же керосиновый примус со всеми его преимуществами и недостатками. И он тоже разбирался и переносился в ящичке, вонял керосином - и все равно прошел больше, чем любая современная горелка при всем желании сможет помечтать.

Примерно в это же время другая контора "Пиро" выпускает принципиально новую горелку. Да, это первая из найденных мной горелок "горизонтальной" схемы. Бачок сбоку, горелка и - внимание! - кожух-таганок, в который горелка устанавливалась с разворотом. Никаких кранов - мы на керосине работаем!





В таком виде "горизонтальные" горелки будут существовать еще долго. А некоторые - так и до конца своего выпуска. Собственно, это УЖЕ удобнее перепевок на тему Примуса, но... Можно же и лучше?

После этого история призамедлилась. То есть, развитие, конечно, продолжалось, но вот заметного выхлопа от этого развития не было. Шла война, а солдатам и даже офицерам доверять устройство сложнее спиртовки опасно, а спиртовку - вредно. Сага о денатурате (Будет! Обизятельно!)этому подтверждение. Истинные керогазы (о, спасение для негров с индусами!) еще не изобрели. Зато стал популярен бензин и под него начали выпускать горелки - но в основном это выглядело, как демонстрационный образец пре-альфа версии концептуального прототипа опытной модели.

Например, Примус-70. Вроде бы шведы, не орки какие-нибудь. Выглядит очень знакомо, но это еще начало (запуск модели) - середина (ориентировочно) 20-х. Он уже работает на бензине - но ГДЕ ЖЕ КРАН? Нет его, горелка еще неуправляема. Разожгли - и все. Чтоб погасить - сдуть пламя и дождаться стравливания давления. Предохранительный клапан тоже отсутствует, но есть латунный штырь, впаянный мягким припоем в баке. При перегреве и раздувании бака штырь вырывается и в баке появляется дырка для стравливания давления, паров и топлива. Пожар при этом неизбежен. Не ту горелку "смертью туриста" назвали, ой не ту!...






И вот в конце 20-х появляются две новые модели, действительно определивших развитие походных горелок лет на уже почти 90. Это был Макс Зиверт, создавший Campus1 и уже известная фирма "Оптимус", вскоре выпустившая горелку №6.





Нет, это не "Свея". Это ее родители.

Что же они предложили? Небольшая горелка с отработанной и неприхотливой "шумной" головкой, работающей на бензине, управляемой краном и давление в которой создается нагревом бака теплом самой горелки. На нее же надевался кожух с таганком и ветрозащитой. ВСЕ!. При переноске горелка не разбиралась и могла переноситься снаряженной и была боеготовой сразу после извлечения из чехла.

Сказать, что это был фурор? Сложно сказать, вот только эта конструкция (не сама горелка, но ее потомки) выпускается по сей день - и отличий между новенькой "Свеей" и Оптимусом №6 меньше, чем между соседними поколениями шланговых горелок.

Фурор начался позже. В 30-х, по заказу суровых романтиков с цветами на кепи JUWEL выпускает горелку №33.



Нет, это не "Огонек". Это его двоюродный дедушка.

Выглядит, как Оптимус№6 в суровом нордическом стиле, каковым по сути и является. Здесь следует отметить не только наличие стали в конструкции, но и опциональную мультитопливную головку, причем, весьма изящную по конструкции.



"Тарелочка" вместо игрушечной кастрюльки у шведов - не знаю, решение спорное.






Примус заметил нововведения и выпустил улучшенную 70-ю модель - с краном. Условно ее можно назвать 70/71



А потом - просто 71. С новым объемным кожухом.



И неизменным разрушаемым штырем-предохранителем.


Ну так вот, о мультитопливной головке:



Открытая


Закрытая


Лепестки перекрывают окна в головке и позволяют обогатить смесь для запуска горелки на спирте или бензолине (коксохимический эрзац-бензин).



а Оптимус делает новую горелку №8 на долгие годы определившую ни много ни мало второй базовый тип безнасосой горелки.





Нет, это не "смерть туриста". Это ранняя версия его дедушки.



Крохотная горелка, тоже лишившаяся насоса, закрепленная на откидной стенке кожуха. Просто? Напомню, горизонтальные горелки были известны уже два десятка лет, но кейс-коробок превратил весьма непонятную загогулину в коробочке в одну из лучших горелок в мире. Обратите внимание, на баке появился теплозащитный экран. Раньше его роль исполняла стенка кожуха.

Кстати говоря, в те времена были и поистине шедевральные конструкции, например Оптимус №9



Да, это горелка. Легкое движение и



Увы, конструкция оказалась слишком сложной и они вымерли, не оставив потомства:( Хотя я бы даже реплику с удовольствием приобрел.


Собственно говоря, на этом историю можно было бы и завершить. Все, что появилось позже, не тянет даже на глубокую модернизацию базовых моделей.

После войны новые конструкции получили развитие. Зиверт скрестил свой Campus с Оптимусом №6 и выпустил результат под названием "Свея 123".



Заметите ВАЖНОЕ ОТЛИЧИЕ?



Уйма производителей по всему миру копировали, клонировали и размножали обе базовые конструкции; изредка получалось лучше, чаще - то же самое, изредка конструкция ухудшалась. Совсем редко появлялись новые исполнения.

Деба (Польша)


Валмет (Финляндия)


Триарко (Франция)


Веста (Франция)


Некоторые были действительно нетиповыми. Это эндерс-бэйби с головкой - для военного котелка?



Вот прикиньте, насколько безнадежна ситуация, если вот это - можно считать существенным отличием.

Примус делает рестайл кожуха 71 модели, он становится стройнее. Бак примуса увеличивается.



Ювель выпускает Juwel-34, тот же 33 - сначала с латунным, а потом - и со стальным бачком увеличенного объема. Да, 34 Ювель - послевоенная горелка, которая будет выпускаться аж до конца ГДР. Мультитопливная горелка исчезла (Да, да. Мультитопливные горелки оказались весьма беззадачными по итогам практического применения).




В СССР познакомились с Ювелем - и немедленно запустили его в производство на заводе Воровского под именем ЗИВ.


Это не Огонек, это его папа.


Поколение спустя, оптимус 8R получил последнее существенное обновление - встроенную иглу прочистки с реечной подачей. Для прочистки достаточно было повернуть кран против часовой стрелки ЕЩЕ немного. Не трясти горелку, не выцеливать внешней иглой отверстие в жиклере - ПРОСТО ПОВЕРНУТЬ КРАН! Свея также обзавелась иглой в версии 123R.





В СССР увидели новую Свею и призадумались. Но менять производство не стали, просто установив свеевскую голову на бак Ювеля. Так появился "Огонек". На удивление достойная горелка, с учетом самого факта советской модернизации.




Так что некоторые обзорщики, проводящие родословную Огонька от Свеи не так уж неправы. В смысле, они, конечно неправы, но настолько, что случайно угадали.

Клонировали и 8r Оптимус, под названием ПТ-1.



//нет, кстати говоря, к чести советских инженеров, ни Ювель, ни Оптимус поганить они толком не стали. Так что за них пришлось трудиться рабочим и ОТК.

Juwel еще растолстел, потерял мультитопливность, но иглой так и не обзавелся.

//да, да. Мультитопливные горелки оказались весьма беззадачными по итогам практического применения.

Это Ювель-84 и "Спорткохер".










Ну и все. С тех пор ничего нового в безнасосных горелках так и не появилось. Мышиная возня идет вокруг насосиков-в-крышку, приглушенных горелок и прочих мелочей, уже появлявшихся и исчезавших за дооолгие годы. Я ж говорю, тюненг и афтермаркет.
Tags: техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments