СкверНЯк {ẁẃ} (ermiak) wrote,
СкверНЯк {ẁẃ}
ermiak

Category:

Примусологическое-безнасосное. Знакомимся.

Это снова длинный цикл постов, на этот раз великого примусологического дао.

Я уже говорил, что дети обсуждают места, в которых хотелось бы побывать; пионеры обсуждают снарягу, а профи занимаются логистикой. Но мне скучно, вокруг карантин, на выездах блокпосты, так что можно и потрепаться на вечную тему.
Естественно, в интернетах есть уйма обзоров "полевых кухонь", но в основном они все-таки пишутся продаванами, так что место для наброса есть всегда.

Собственно говоря, последние лет 30 дали снаряжению пинок больше, чем предыдущие 70. И походным горелкам в том числе. Сверхлегкие, "тактические", "мультитопливные" и прочие. И газ. Конечно же, газ, превративший полевую горелку в почти полноценную плиту. Но где-то там, "в фоне" сверхсовременных технологий остаются ветераны. Безнасосные жидкотопливные горелки, которым не нужны ни реклама, ни испытания. Они просто УЖЕ побывали ВЕЗДЕ и доказали, что если где-то живая рука сможет заправить их и зажечь огонь - они будут работать. В пустыне и в горах, зимой и летом, в дождь, ураган и зомби-апокалипсис - они просто будут работать.

И если они такие замечательные, почему же они так просто отступили перед газом? Почему, даже новенькими, они остаются "живыми реликтами"? Что с ними не так?

Ну, во-первых, они тяжелые. Даже без учета мнения "легкоходов", готовых есть просверленной для облегчения ложкой из ямки в земле. По современным меркам, любой, даже очень компактный экземпляр будет тяжелее любой современной горелки (колман не в счет, это тоже реликт, к сожалению, недовымерший). ОТ 450 г и вверх.

Во-вторых, они относительно маломощные. В среднем, полтора киловатта. Плюс-минус полкиловатта. О причинах подобного разброса будет дальше.

В-третьих, это бензиновые горелки, давление в баке которых создается перегревом этого самого бака. Мало того, что это жидкотопливная горелка со всеми радостями ее розжига*, так еще и это.

*Забавно, но раньше с этим справлялись домохозяйки, а теперь сложнанипанятна.

В четвертых - при всем этом цена на них совершенно антигуманна.

И на кой черт тогда связываться с этими керогазами*?

Они потрясающе долговечны. Время над ними не властно. Серьезно, горелка десятилетней давности - это новье-муха-не-сидела. 30-40 - это рабочий и ходовой экземпляр, который может использоваться по прямому назначению. 50-60 лет - остается вполне применимой. 80+ - это уже раритеты, коллекционная ценность которых сильно превышает утилитарную - НО БЛИН, ОНИ ВСЕ ЕЩЕ РАБОТОСПОСОБНЫ!

Они исключительно надежны. При мало-мальски приличном топливе и аккуратном обращении горелка не будет требовать никакого обслуживания месяцами. Никаких разборок, чисток и ремонтов. Ломаться там попросту нечему, большинство относительно современных горелок снабжены системой самоочистки, причем более эффективной, чем используемые сейчас.

Они легко обслуживаются. Все, что износилось или все-таки удалось сломать - чинится простейшим инструментом, можно даже в походных условиях. В них нет редких расходников и лицензионных деталей - пока корпус сохраняет целостность, горелку можно починить.

Они ОЧЕНЬ прочны. Цельнометаллическая конструкция и мощные металлические кожухи позволяют выдерживать удары, легко ломающие современые аналоги. Нет, бить их не надо, но и упаковывать в пупырышки совершенно излишне.

Они относительно всеядны. Конечно, сравнивать с горелками, по паспорту способными работать на всем - от самогона до гептила - смысла нет. Только бензин. Но почти любой. Без необходимости ежедневной резборки для прочистки парогенератора:) Впрочем, об этом позже.

Они очень "работо-готовы". Снаряженная горелка может спокойно проваляться год в багажнике - и запуститься, как вчера почищенная и заправленная. И да, в ней сразу есть ВСЕ необходимое - и горелка, и таганок, и ветрозащита.

В кожухе горелки помещается и растопка, и спички, и ремкомплект, и еще место остается.

Ну и, в конце концов, у них есть харизма и характер:).

Знакомимся. Какими они бывают?

Собственно говоря, все многообразие безнасосных горелок сводится к двум типам. Условно назовем их "Вертикальными" и "Горизонтальными".

"Вертикальные" выглядят, как крохотный примус в резной консервной банке. Сейчас такие называются "Свея", старшее поколение скажет "Огонек", а эксперты-примусологи вспомнят "Ювель" и еще кучу давным-давно забытых имен.





Да, это свея, вполне регулярно рабочая, так что и окислена, и опалена во всех положенных местах.

Еще могут быть и вот такие:







И еще десятки вариантов, не имеющих принципиальных отличий. По большому счету, видел одну - видел все.

+ В среднем более емкий бензобак позволяет полноценно готовить блюда сложнее быстролапши. Естественно, это "в среднем". Можно найти толстого "Хайкера" и крохотного "Ювеля", но в основном соотношение будет в пользу вертикальных.
+ Нет ограничений по размеру посуды; таганок дополнительно можно расширить.
+ Развитая ветрозащита.
+ В среднем, менее склонны к перегреву. Коварный пункт, тем более, опять "в среднем".

- Относительно менее устойчивы. Это не "вообще", а по местным меркам. У современных в сравнении с ними устойчивости нет вообще. "Менее устойчивая" примерно сравнима, например, с "ковеей", накрученной на газовый бачок.
- Резной кожух требует хранения в чехле из ткани или кожи (чехлы, ЧСХ, вместе с горелками не поставляются).
- Относительно менее удобно разжигать, особенно сухим топливом.
- Если уже перегреется, то останавливать ее сложнее.

"Горизонтальные" выглядят, как крохотная плитка в железном кейсе и с бачком сбоку. Сейчас их называют "Хайкер", старики знают их, как "Смерть туриста", а эксперты назовут "хантер", "эндерс" и еще что-нибудь вспомнят.





"Смерть туриста", собственной персоной. Еще более потрепанная, заслуженная и со снятыми апгрейдами.

Еще могут быть такими:







И - да еще десятки вариантов, с минимальными отличиями.

+ ОЧЕНЬ прочный кожух. Чтобы повредить горелку, нужно бить сильно, прицельно и чем-нибудь тяжелым.
+ Более устойчивы. Низкий квадратный таганок не падает.
+ Быстрее разогреваются, выходят на режим, легче форсируются.
+ Легче разжигать и заправлять.

- Символическая ветрозащита.
- Малая емкость бака.
- Большой вес. ОТ 900 г.
- Склонны к перегреву, особенно при использовании широкой посуды.
- Сильно разогревается дно.


Кому же они нужны?
Сразу перечислю, кому они ТОЧНО НЕ НУЖНЫ.
- Конечно же, легкоходам с просверленными ложками. Для них и спиртовка - слишком тяжелое снаряжение.
- Конечно же, выбирающим первую горелку. Идеальная первая горелка - недорогая газилка на дихлофосе (если это выражение непонятно, просто повторите его продавану, он поймет). Она умрет за сезон-два, но зато потом станет ясно, какая была нужна на самом деле.
- "Выживальщикам", мечтающим о убер-тактической-многотопливной горелке, чтоб работала на всем, вплоть до нитрометана и гидразина.
- Великим путешественникам раз в год на озеро попить водки.
- Детям и приравнянным к ним по уровню развития.
- Большим группам.
- Любителям длительного кемпингового отдыха.

Они МОГУТ заинтересовать
- Путешествующих "на моторе" в качестве резервной или даже основной горелки, которая ТОЧНО запустится.
- Любителей зимних походов и поездок.
- Просто любителей именно жидкого топлива.
- Путешественников с заброской самолетом или любым транспортом с упоротыми мерами контроля багажа.
- Путешественников в места, где газ встречается только из задницы, а бензин... ну тоже не сильно лучше.

Я ни разу не упомянул настоящих серьезных путешественников - просто потому, что они и так точно знают, что им понадобится в конкретно взятом выходе.

Сейчас из всего многообразия остались только две горелки. "Вертикальная" - это, конечно же, альфа и омега "Свея". Стоит новая долларов 100-200. Я, кажется говорил, что цены негуманны? Так вот это - еще гуманная:)
"Горизонтальных" представляет "Хайкер-плюс". С насосом, да:) Вот такие наследнички славного рода. Огромный, мощный (2,5 КВт) и тяжелый (1,5 кг). И 300 баксов ценой.

Стоило ли городить огород ради двух реликтов? Стоило! Я сразу сказал, что время над ними не властно, так что сейчас вполне можно найти исправные и комплектные, а иногда и нераспакованные Свеи, "огоньки", "ювели", "хантеры" и прочие "смерти туриста".
С ценами "все сложно". Скажем так, рабочий экземпляр чего угодно дешевле 30 долларов - это редкая удача (не то, что он не будет работать - убить такие аппараты нелегко, но доведение его до приятного состояния потребует сил и денег). Меньше 20 - "ремкомплект", с которого проще каннибализировать уцелевшие детали, чем восстанавливать. 40-50 - рабочий и комплектый образец. 60-70 - местный комплектный в коробке и с доками. 100-150 - коллекционный. 200+ - ну, пусть продавец покажет автографы Штирлица, Хейердала, Боба Денара, или обоснует, с чего вдруг такие деньги.

Если непонятно - JUWEL 33, производившийся для "эдельвейсов", в зависимости от состояния можно найти за 50-150$. Это 80+ лет аппарату, есличе.

//Про автографы Штирлица - без опытного специалиста лучше и не смотреть. Образцов ОЧЕНЬ много; а отличия раритета от ширпотреба знают немногие. Может получиться, как с четырехцветным немецким фонариком, который постоянно продают, как "трофейный" (в большинстве своем ГДРовского производства).

Все это ориентировочно. Где-нибудь в глухом селе можно и коллекционную горелку по цене металла купить - а где-нибудь не ебэе могут и за потрепанную "смерть туриста" запросить сотни три.



Дальше будет история (более подробная, чем в целом по рунету), устройство, обращение, топливо и, пожалуй, высшее дао с ремонтом и модернизациями.
Tags: техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments